История капоэйры

8 (812) 905 22 17
8 (921) 924 41 35

История появления капоэйры

Существует много версий происхождения капоэйры, ведутся постоянные споры и дискуссии по этому поводу. Капоэйра – это фольклор, этнические традиции народов и национальностей, которые волею судьбы оказались в одной стране и сотни лет находились в рабстве. Родиной искусства считается Бразилия. Капоэйра не была завезена, а родилась именно там.

Колонизация Бразилии

Колонизация Бразилии

Латиноамериканский континент открыли португальцы в 1500 году под предводительством Педро Кабрала (Pedro Alvares Cobral), и немедленно принялись за освоение открытых земель. Так как соседний африканский континент был уже открыт и колонизирован, именно оттуда в Бразилию потянулись корабли с невольниками на борту. Вскоре население Бразильского континента пополнилось тремя крупными группами: Суданская группа (йорубанские и дагомерские народности), Гвинео-Суданская группа (малелезианская народность) и группа из Анголы, Конго и Мазамбика (большая группа народов Банту, среди которых люди конго, кимбунда, касанже). Мучительные путешествия в корабельных тюрьмах, которые не всем удалось пережить, навсегда остались частью истории в песнях капоэйры. Именно культура народа Банту стала основой для появления капоэйры. Среди предметов этой культуры религия Кандомбле (candomble), музыкальный инструмент беримбау (berimbau) и множество других вещей. Существует версия о связи капоэйры с традициями ангольского племени Mukupe его ритуального танца юношей-воинов N golo (« танец зебр»)

Путь к свободе

Путь к свободе

Через сотню лет африканские рабы, уже смешавшись как с местным населением, так и самими колонизаторами, освоились на новой земле стали искать способы освобождения от ненавистного гнёта. Помогли им в этом другие колонизаторы – датчане, захватившие северо-запад страны с 1624 по 1654 гг. Каждый раз во время нападений датчан на португальские города и плантации рабы пользовались этими стычками, чтобы сбежать в леса. Кому удавалось выжить – основывали в джунглях независимые деревни – киломбус (quilombos), которые стойко отражали атаки колонизаторов, отстаивая свою свободу. Считается, что именно внутри киломбус капоэйра оформилась как реальное боевое искусство, с помощью которого можно было постоять за свою жизнь.

Существовало около десяти крупных киломбус, среди которых самым известным стал Quilombo dos Palmares под предводительством Зумби – вождя беглых рабов, который неоднократно воспевается в песнях капоэйры, а многие именно ему приписывают ее создание. Несмотря на то, что Зумби был реальным историческим персонажем, известно, что капоэйру все-таки практиковали и до него. Также есть интересная история о батальоне капоэйристов, участвовавшем в войне Бразилии, Аргентины и Уругвая против Парагвая в 1864 году. «Батальон Зуавос» состоял из пойманных беглых рабов, которым предложили на выбор: расстрел или война. Капоэйристы ушли воевать против Парагвая, и считается, что именно в те времена родилась знаменитая песня капоэйры «Parana e».

Появления термина «капоэйра»

Появления термина капоэйра

Слово «капоэйра» не переведено не на один язык и является устойчивым термином с не разгаданным до сих пор происхождением. Точно известно, что ни в одном из африканских языков этого слова нет, зато есть оно в языке индейцев Латинской Америки, племени тупи-гуарани, и означает «высокая трава». По одной из версий в высоких зарослях травы, по обочинам дорог подстерегали одиноких путников грабители (беглые рабы). И со временем появилось выражение: «Берегись высокой травы», то есть – будь осторожен, пересекая местность с высокой травой. Белые люди любого странного мулата, черного или индейца считали либо рабом, либо грабителем или вором.

По теории «Luta Regional Baiana» (организация, созданная Местре Бимбой), истоки капоэйры можно найти в байских доках, где моряки и портовые грузчики играли в «капоэйражем» (capoeiragem) и «батуке» (batuqe), в которых требовалось без помощи рук выбить соперника из круга. Не далеко от порта в Сальвадоре есть место под названием «Forto de capoeira». Есть одна не популярная версия, по которой считается что «капоэйру» впервые начали практиковать в так называемых «рабских резервациях» куда свозили рабов из порта Сальвадор, для последующей перепродажи и перемещения вглубь Бразилии. Одна из таких резерваций находилась в городе «Cahoera» в 150 километрах на запад от Сальвадора. Там же появилась первая академия капоэйры!

Годы запрета

Годы запрета

В 1814 году любые формы культурной самоиндификации чернокожего населения повсеместно стали запрещаться. Под запрет также попала капоэйра.

Называют следующие причины:

  • она придавала африканцам национальное чувство;
  • она развивала уверенность в себе у практиков капоэйры;
  • она создавала маленькие ополченные группы;
  • она создавала опасных и быстрых бойцов;
  • рабы калечили себя во время игры, что было не выгодно.

Толчком для запрета послужило прибытие в Бразилию в 1808 году португальского королевского дома во главе с кронпринцем Доном Жоао, впоследствии ставшим королем. В 1808 году вышел судьбоносный «золотой закон» отменяющий рабство. С одной стороны, чернокожие стали свободными, с другой – вчерашние рабы, не имевшие образования, не знали, как адаптироваться к новым для них условиям жизни.

Волны чернокожих не грамотных людей ринулись в большие города и основались на окраинах, а вместе с ними в город пришла капоэйра, быстро ставшая оружием грабителей, бандитов и прочего криминалитета. Это привело в 1808 году к принятию закона, запрещающего практику капоэйры. Впоследствии были созданы специальные подразделения полиции для борьбы с капоэйристами (бандитами). Ответственным был назначен Сампау Ферраз, который сам являлся отличным капоэйристом. Этот период дал целую плеяду легендарных капоэйристов, которые до сих пор живут в легендах и песнях: Безору Манганга, Мандука да Пайя, Дози Оменс, Несименто Гранде.

Музыка

Музыка в капоэйро

До 30-х годов 20-го века в капоэйре не было музыки. По улицам городов Бразилии ходили отдельные музыканты с беримбау в руках и зазывали прохожих в забегаловки и лавки. В какой то, момент капоэйристы и музыканты встретились и объединились. Это соответствует теории «Luta Regional Baiana» о том, что капоэйра появилась в доках Сальвадора. Являлась забавой местных грузчиков и моряков, которые вполне могли добавить музыки в свою игру – для веселья. Появление музыки смягчило прикладной аспект капоэйры, и добавила игровой момент. Вскоре капоэйру начали играть для развлечения публики на знаменитом рынке «Mercado Mandelo» в нижней части города.

Признание

Mestre Bimba

Mestre Bimba

Мануэл дос Рейс Машаду (Manuel dos Reis Machado, 1900-1974) известный миру капойэры, как мастер Бимба. В 1925 году организует школу капоэйры, а так как капоэйра была под запретом, он называет ее Региональная борьба Баии (Luta Regional Baiana) В 1930-х он организует показательные выступления на деловой встрече во дворце губернатора Сальвадора, Хураси Магалайса. Именно после этих выступлений была инициирована отмена запрета на капоэйру. Спустя два года в Сальвадоре мэстрэ БИМБА получает диплом преподавателя и открывает первую официальную школу капоэйры (Academia-escola de Cultura Regional), в которой преподаёт свой авторский стиль капоэйры названый CAPOEIRA REGIONAL.

Mestre Pastinha

Местре Паштинья

Местре Паштинья, настоящее имя Винсенте Ферейра Джоаким Паштинья (Vincente Joaquim Ferreira Pastinha, 1889 – 1981) организовал в 1941 году свою школу, послужившая началом направления в капоэйре известным как Капоэйра Ангола. Считается, что именно Капоэйра Ангола сохранила в себе традиции капоэйры начала века. Также мастер Паштинья первым ввёл форму для практики капоэйры: футболку жёлтого цвета и черные штаны.

Мастера Бимба и Паштинья были не единственными выдающимися мастерами, и далеко не все современные мастера капоэйры ведут свою преемственность от них. Но именно с этих двух мастеров начинается отсчёт в современной капоэйре.

© Copyright 2014 Карта сайта